путеводитель по
вечному городу
Путеводитель по Риму. Рим - вечный город.
Собор Святого Петра

Собор Святого Петра

Дата: 26.11.2018

Безусловно, самый грандиозный (правда, уже не самый большой) и главный храм более одного миллиарда земных католиков. Собор и площадь Святого Петра (piazza San Pietro) обычно производят на туристов именно то ошеломляющее впечатление, которого и добивались создатели и заказчики этого культового сооружения. Считается, что полусфера символизирует объятия веры, в которые площадь как бы принимает всякого, кто доберется до святыни. Но все зависит от ракурса.

Сверху крылья гениальной колоннады Бернини (1656-1667 гг.) смотрятся, как огромная, клешня, старающаяся хапнуть как можно больше человеческой массы («на мессу, вероятно» - шутка атеиста). Более продвинутые товарищи, правда, считают, что вид с неба похож на божественный фонтан энергии, изливающийся из точки истины (или святого источника) в центре Собора Святого Петра, который мягко обволакивает разум пришедших сюда людей... Как бы ко всему этому ни относиться, просто помните - здесь вы находитесь и в храме, и в музее одновременно! По-хорошему, собору стоит посвятить целый день или хотя бы полдня, чтобы «проникнуться и заполниться».

Помимо всего прочего, здесь похоронены действительно достойные люди (не говоря уже о самом Петре), позже совершенно правильно причисленные клику святых. Проходя через главный портал Собора Святого Петра, обратите внимание на фреску над входом. Это мозаика XIII в., автор которой - великий Джотто. Обратите внимание на соборные двери. Всего дверей пять, и крайняя справа почти всегда заперта - открывается она только в юбилейный год самим Папой после специального ритуала и трех символических ударов молотка. В древности начало юбилейного года знаменовалось звуком трубы из козлиного рога, называемой «yobel» (постарайтесь прочитать не слишком по-русски), откуда и произошло слово «юбилей».

Центральная дверь (тоже обычно закрытая) перенесена из старой базилики. Врата храма изготовлены в середине XIV века Антонио Филарете из бронзы. На них можно увидеть апостолов Петра и Павла. Внимание сразу привлекают два объекта: бронзовый балдахин (работы Бернини) и с правой стороны - шедевр Возрождения, скульптура «Пьета» («Оплакивание Христа»). Это единственная работа, на которой оставил свою монограмму Микеланджело (подпись мастера можно увидеть на полоске, идущей через левое плечо скорбящей Богоматери, а также на руке, обращенной к смотрящему). Интересная деталь: мастеру было всего лишь 24 года, когда он закончил скульптуру. Приглядевшись, можно увидеть, что пропорции людей в скульптуре нарушены - сделано это было с умыслом: как иначе взрослый мужчина мог уместиться на коленях у женщины?

Юность и свежесть облика Мадонны объясняются, естественно, ее непорочностью, а также, конечно, божественным влиянием. «Пьета» защищена хрустальной стеной, и у этого, конечно же, тоже есть предыстория. В 1972 г. фанатик Лазло Тоф нанес статуе множество разрушительных ударов молотком. Сумасшедший австралиец, выкрикивавший фразы вроде: «Я Иисус, воскресший из мертвых!», между тем способствовал научному открытию - именно благодаря ему удалось найти скрытую монограмму Микеланджело в складках ладони Богоматери. Пройдите через капеллу Св. Себастиана, украшенную мозаикой Доменикино и хранящую прах Пап Пия XI и Пия XII; капеллу Святых Таинств, где находится дарохранительница, выполненная Бернини. Затем - капеллу Св. Григория с знаменитой фреской «Мадонна Покровительница» работы Джакомо делла Порта. После - мимо капеллы Св. Михаила к кафедре Св. Петра (также работы Бернини).

Если посмотреть наверх, можно ощутить мощь огромного купола. Поддерживают купол 4 пилона, в каждом из которых находятся статуи святых: Елены, Вероники, Лонгина и Андрея. Наконечник копья Св. Лонгина (которым был пронзен распятый Христос) был отпилен по просьбе Гитлера, его вернули назад после войны. Хранится над этой статуей. В капелле Святых Таинств находится единственная в Соборе Святого Петра написанная маслом картина художника Пьетро да Кортона «Троица Новозаветная». Затейливый бронзовый балдахин Бернини (считается, что на него пошла бронза, снятая с Пантеона) на витых колоннах прикрывает алтарь над усыпальницей Св. Петра (по преданию, именно его мощи хранятся здесь, хотя светским ученым доказать это так и не удалось).

Под куполом высечены слова: «Ты Петр, на этом камне я построю мою Церковь, и я дам тебе ключи от Царства Небесного». Бронзовая статуя Петра с ключами от Царства Небесного в Средние века служила святыней особого рода. Паломники, приходившие к могиле святого, прикасались к его ноге, целовали ее и просили открыть райские ворота тем, кто погиб во время паломничества. Сегодня этот обычай также жив (от этого правая ступня апостола несколько износилась). 29 июня, в праздник Св. Петра, статую облачают в праздничные одежды, отчего она приобретает удивительное сходство с живым священником. Вы тоже можете попросить у апостола что-то для себя и если не поцеловать, то хотя бы потереть его ногу.

Адрес: Piazza San Pietro
Тел. (06)698 83 712
Ближайшая станция метро: Ottaviano
Время работы: 7.00-19.00 (зимой до 18.00); вход на купол: ежедневно с 8 утра до 18.00 (зимой до 16.45).
Еще раз напоминаю дресс-код: закрытые плечи, руки и колени. Людям обоих полов в шортах и мини-юбках вход воспрещен.
Автобус: 23, 32, 34, 40,46,49,62,64,81, 98,271,492, 571,870, 881,907,916,982,990.
Трамвай: 19.

С правой стороны от входа в Собор Святого Петра находится вход на купол (вы узнаете его по очереди, в которой придется постоять минут 40). После смерти Микеланджело заканчивал купол Чаколо Делапортэ. На ребрах купола - металлические пластины, в XVII веке на Рождество на нем устанавливали свечи (сейчас осуществляется подсветка всего купола).

Подняться наверх, на высоту 136 м, можно двумя способами - на лифте и по лестнице. Разница в цене невелика - лифт стоит 7 €, лестница - 6 €. Правда, по лестнице придется взобраться на 320 ступенек (которые надо будет прибавить к тем 190 ступенькам, что привели на площадки, где останавливается лифт!). Зато увидеть внутренние росписи купола, а также сногсшибательный вид на Ватикан и Рим - это настоящее духовное приключение. Но если вы не чувствуете в себе достаточно сил, чтобы выдержать серьезную физическую нагрузку в замкнутом и переполненном людьми пространстве, лучше от этого приключения воздержаться.

Кстати, подъем наверх по лестнице - это дорога с «односторонним движением», так что, если вы вдруг устанете, передумаете и решите спуститься, чтобы сесть на лифт, вам будет очень трудно протиснуться сквозь поток туристов. На стенах можно увидеть фамилии известных личностей, посетивших купол. Начертаны вполне официально, это не «Ося и Киса были здесь». Внутренняя галерея позволяет оценить масштабы базилики. Дальше можно либо подняться наверх, либо спуститься к уровню крыши. Поднимаясь наверх, обратите внимание на маленькие окошки, откуда постепенно открывается вид.

Наверху вы увидите многое - Пантеон, панораму садов Ватикана, площадь Святого Петра, статуи на фасаде и бесчисленные крыши Вечного города. Купол Ватикана оборудован всем необходимым для тех, кто передвигается на инвалидных креслах. Здесь есть туалеты, фонтанчики с питьевой водой, сувенирная лавка и кофейня. Так что вы сможете найти здесь все необходимое.

© 2012-2019 go2rome.ru | linklib.web@yandex.ru
Яндекс.Метрика