путеводитель по
вечному городу
Путеводитель по Риму. Рим - вечный город.
Для почитателей литературы или по следам Гоголя

Для почитателей литературы или по следам Гоголя

Дата: 24.12.2018

Великий русско-украинский писатель проживал в доме 126 на via Felice (Счастливой улице — сейчас это via Sistina) в 1838—1842 гг. Она находится справа от церкви Тринита-деи-Монти (если стоять к ней лицом). Считается, что именно здесь, а также в кафе Греко на улице Кондотти (via Condotti) и был написан первый томгениальных «Мертвых душ». Маршрут стоит начать именно отсюда - с дома 126 по via Sistina.

Он расположен между баром и ювелирной лавкой, здесь можно сфотографироваться на фоне соответствующей мемориальной доски, поднявшись с площади Испании на 138 ступеней к церкви и повернув направо. Как выглядит комната Гоголя сейчас, мы посмотреть не можем. Квартира Гоголя была на третьем этаже, который в то время был последним; теперь над ним уже надстроен новый. В этом доме Гоголь с перерывами прожил около четырех лет. К 50-летию со дня смерти писателя русская колония в Риме прикрепила на стене дома мемориальную доску с надписью на русском и итальянском языках: «Здесь жил в 1838-1842 годах Николай Васильевич Гоголь. Здесь писал «Мертвые души». А может быть, лучше начнем наш маршрут со старинного кафе «Греко», предварительно подкрепившись чашечкой дорогого кофе (у стойки выйдет дешевле)? Впрочем, в любом случае начальная точка - станция линии А «Spagna.

Рассмотрим первый вариант маршрута: от дома № 126 по via Sistina. Итак, со 138-й ступени лестницы, ведущей с площади Испании, идем мимо церкви по аллее Тринита-деи-Монти в сторону площади Пополо до виллы Медичи (Villa Medici, постройка XVI века). Вилла в XIX веке перешла к Франции и стала резиденцией Французской академии изящных искусств (Ассаdemia della Francia), учрежденной королем Людовиком XIV для молодых французских художников, граверов, скульпторов и архитекторов (в 1803 г. к ним добавились композиторы). Сквозь ограду виллы Медичи с ее типичным итальянским парком мы можем полюбоваться на белое двух-башенное здание XVI века с великолепным фасадом и, как в «Мастере и Маргарите», горько посетовать, что Бог не наградил нас каким-нибудь художественным талантом.

Потому что здесь, в здании, как когда-то в наших домах творчества, навеем готовом живут и творят современные западные молодые писатели, композиторы и художники. Эта роскошь началась задолго до приезда Николая Васильевича в Рим, в 1666 г. Обладатели Большой Римской премии, присуждавшейся Accademia della Francia, получали право жить в Риме в течение года за счет патрона премии (поначалу им был король Людовик XIV). А с 1803 г., и Гоголь эти времена уже застал, Accademia della Francia переехала на виллу Медичи. До 1968 г., когда Римская премия была закрыта, здесь побывали многие выдающиеся деятели культуры. Среди них художники Фрагонар, Энгр, композиторы Берлиоз, Визе, Дебюсси... Впрочем, последние 40 лет гранты на бесплатное проживание в Риме не только продолжаются, но даже разветвляются.

Срок проживания может теперь достигать двух лет (вдвое дольше, чем для обладателей Римской премии), а претендентами на них являются представители всех творческих профессий, даже таких, как повара! И наконец-то, среди получателей грантов появились писатели. Во времена Гоголя эта профессия во Франции, видимо, к числу «изящных искусав» не относилась. Недалеко от гоголевской римской обители находится дом еще одного знаменитого писателя, жившего в «центре мира» за свой счет, - Ганса Христиана Андерсена (ориентир для девушек: напротив него на втором этаже - магазин интересных свадебных нарядов авторской работы). Что ж, теперь попробуем начать от кафе «Греко». В которое, впрочем, мы бы и направились в первом варианте нашего маршрута, возвращаясь от виллы Медичи и проходя мимо дома, в котором жил великий датский сказочник.

Заметим здесь же, что, посидев за чашечкой кофе во втором варианте нашего маршрута, мы ведь все равно отправимся потом по тем же адресам; вилла Медичи, дом Андерсена... Во времена пребывания Николая Васильевича в Риме на тогда еще не сплошь торговой улице Кондотти (via Condotti) в старинной кофейне «Греко» любили собираться не только русские художники и литераторы. Засветился здесь Джакомо Казанова, о чем не преминул упомянуть в своих мемуарах. Это кафе, основанное в 1760 г., являлось своего рода интернациональным клубом искусств, местом встреч и времяпрепровождения многочисленных художников, писателей и композиторов всего мира. Тут сиживали Гете, Байрон, Стендаль, Шелли, Ганс Христиан Андерсен, Бизе, Гуно, Мицкевич, Россини, Берлиоз, Мендельсон, Лист, Вагнер, Тосканини.

Тютчев, Шаляпин, Ницше, Шопенгауэр. Здесь на стенах, возле старинных мраморных столиков, и на витринах можно увидеть автографы, рисунки и личные вещи посещавших кафе знаменитостей. При входе в кафе также висит мемориальная доска со словами «Старинное кафе, Греко основанное. Взято под охрану государства как ценный памятник старины». В глубине кафе на стене, среди других, можно увидеть миниатюрный портрет Николая Васильевича Гоголя, а чуть далее, под стеклом, копия его письма к Плетневу от 17 марта 1842 года, со знаменитыми словами: «О России я могу писать только в Риме, только там она предстает мне вся во всей своей громаде...» Разделим чувства, испытанные Гоголем в Риме, пройдя, например, к следующему месту нашего маршрута - фонтану Треви. Точнее, к дворцу Поли, к задней стене которого и пристроен фонтан.

Кстати, сейчас творческая богема, имеющая возможность жить и делать вид, что творит за границей, массово мигрирует из Парижа в Рим. «Здесь жизнь значительно дешевле, а место значительно энергетичнее». Во дворце Поли (Palazzo Poli) в середине XIX века квартировала московская красавица княгиня Зинаида Волконская. Она и в Москве держала литературный салон, в котором считали за честь бывать самые крупные русские литераторы, включая Николая Васильевича. Да и «наше все» - Александр Сергеевич Пушкин нередко там появлялся, именно о княгине Волконской он написал: «царица муз и красоты».

Сейчас во дворце Поли расположен Институт графики. Но память о русской княгине, принимавшей у себя художников, музыкантов, писателей, здесь бережно хранится. По воспоминаниям современников, Гоголь любил показывать Рим своим знакомым, приезжающим его навестить. Ощущая себя настоящим старожилом, он обычно водил их по Римскому Форуму, Капитолию, также он требовал восхищений по поводу громадности собора Святого Петра...

Безусловно, он провел в Вечном городе лучшие годы творчества. И если повесть «Рим» не стала шедевром (американец Роберт А. Мэгир назвал «Рим» Гоголя «коллажем из общих мест»), то уж по поводу «Мертвых душ» ни у кого, даже у американцев, сомнений не возникало. И уже за это надо сказать спасибо Риму.

© 2012-2019 go2rome.ru | linklib.web@yandex.ru
Яндекс.Метрика