путеводитель по
вечному городу
Путеводитель по Риму. Рим - вечный город.
Музеи Ватикана - уникальное собрание шедевров

Музеи Ватикана - уникальное собрание шедевров

Хоть Ватикан и является самым маленьким государством в мире, это не повод его недооценивать — осмотр папских сокровищ потребует от вас огромного запаса сил и энтузиазма. Так что постарайтесь как следует выспаться и держите восприятие в чистоте. Это день, когда на вас со всей своей мощью обрушится культурный груз веков.

Раздавит ли он вас или нет, зависит от того, насколько вы будете подготовлены и насколько грамотно будете следовать своему маршруту. Вход в музеи Ватикана - с viale Vaticano, она идет вдоль трех стен, которыми Ватикан отгорожен от территории собственно Рима. Наш маршрут надо начинать в 8.30. Рановато? Но уже к этому времени стоит быть у входа в музеи, чтобы занять очередь, если вы не забронировали себе билеты заранее. Занимайте очередь и будьте готовы ждать (занимайте ее слева, более обнадеживающая очередь справа - для групп с экскурсоводом).

Но не пытайтесь проникнуть в музеи Ватикана в 8.30 - в это время кассы открываются только для организованных групп, все же остальные должны ждать до 10 (правда, иной раз в очереди приходится постоять и полтора-два часа). В последнее воскресенье месяца вход в музеи бесплатный, но от этого очередь становится еще длиннее. Неудачный день для посещения Ватикана – понедельник (в этот день закрыты другие музеи). Оценив численность людей, жаждущих приобщиться к прекрасному и вечному, можно, если найдете в ней соплеменников, застолбить место (правда, есть большая доля риска, что вы его потеряете) и отправиться в собор Святого Петра.

Для передвижения можно воспользоваться одним из двух способов - либо пройти около километра пешком по viale Vaticanopp правой колоннады Бернини, либо сесть на автобус, который стартует каждые полчаса с 9.00 до 14.30 от туристического справочного бюро на площади Петра до входа в музеи. Единыйбилет в музеи Ватикана и Сикстинскую капеллу действует целый день и стоит уже 14 € (и, похоже, это не предел), а со скидкой для студентов и тех, кому не исполнилось 18 лет, - 5 €. Что ж, так или иначе, вы - внутри... Имейте в виду, что туристам показывают примерно 1 /5 часть Ватикана. Первое, что бросается в глаза в начале маршрута, - скульптура «Земной шар» (1990 г., Арнольд Помадоро). По его представлению, именно так выглядит Земля.

Или ее внутренняя сфера (точнее, много сфер). В общем, не заморачиваясь, просто смотрите (если повезет), увидите, как каждая из них крутится по своей орбите, когда инсталляцию включают. Иногда, правда, какой-нибудь служащий крутит ее руками, особенно если рядом собираются туристки из России. И еще шишка из бронзы - наследие императорского Рима, пятиметровый артефакт, найденный около античного храма Пантеона. Сия штука в свое время украшала первый собор Св. Петра, построенный еще Константином. С VII века она находится здесь. Египетская и античная ватиканские коллекции знатоками и некоторыми экскурсоводами считаются неинтересными.

Тем не менее начинается все с Григорианского Египетского музея (Museo Gregorian Egizio), который обычно практически все (даже экскурсоводы) Пробегают не останавливаясь. Коллекция, понятно, не сравнимая с музеем в Каире, но определенное количество саркофагов, мумий присутствует. Зато - сообщаю для ценителей - здесь есть секция древнего вавилоно-ассирийского искусства. В небольшом дворике Бельведера (или в Восьмиугольном дворе - Cortile Ottagonale) расположился музей Пио-Клементина, где выставлены главные знаменитые античные скульптуры - Аполлон Бельведерский, копия Праксителя «Гермес» и скульптурная группа «Лаокоон».

Не стоит обращать внимание на реплики иных американских туристов - это не Микеланджело, это римские скульпторы первых веков до нашей эры. Хотя в словах малообразованных туристов что-то есть. Микеланджело проводил перед этой мраморной группой не один день, он действительно очень много «взял» (особенно мускулатуру и позы своих персонажей) именно от этого Лаокоона. Наших же туристов (а особенно туристок), помимо общепризнанных скульптур и саркофагов, расположенных в соответствии со статусом владельцев, очень интересуют огромные мраморные ванны, доставленные сюда из общественных терм и частных римских вилл.

Вероятно, они (как поздняя любовь Кисы Воробьянинова из «Двенадцати стульев») мысленно примеряют их к своим квартирам и дачам. Далее следует Зал муз (Sala delle Muse) с Бельведерским торсом, портретами и гигантскими изваяниями императоров (в частности, «великий актер», как он сам любил себя называть, Нерон в роли Геракла). В боковом помещении - известная фреска «Свадьба Альдобрандини», на которой вроде бы изображено бракосочетание Александра Македонского и Роксаны. Музей Кьяромонти разделен на две секции: Зал надгробных плит и Новое крыло, в котором находится статуя «Августа ди Прима Порта» (первых ворот) - это портрет Августа из Дома Ливии.

А еще - «Копьеносец» Поликлета. Да, есть еще зал «Колесницы» с настоящей древнеримской колесницей I века до н.э. и «Дискоболом» Мироне. Далее справа располагается Галерея канделябров с 6 разделами, в которых представлены копии античных подсвечников, а также очередные саркофаги, статуи и фрагменты фресок. Загадочное и таинственное этрусское искусство нужно, конечно, смотреть в Национальном этрусском музее на вилле Джулия. Но если вы туда не доберетесь, стоит довольствоваться тем, что есть в Григорианском этрусском музее. Через Галерею канделябров мы проходим в Галерею гобеленов.

Их здесь, огромных и внушительных, вытканных по рисункам учеников Рафаэля, целых десять. Далее следует Галерея старинных географических карт с изображением Италии и ее областей. Мне здесь почему-то больше всего понравился великолепный потолок. Хотя и о картах не могу сказать ничего плохого. Еще одна зала с гобеленами и выставкой тканей Средневековья именуется Галереей Сан Рио V. Теперь, следуя указателям, займемся вплотную Рафаэлем. Сначала будет Рафаэлева лоджия (Loggia di Raffaello) - такая же была скопирована по приказу нашей Екатерины II для Зимнего дворца. Затем -Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello).

Эти четыре комнаты когда-то, 500 лет назад, служили «квартирой» Папе Юлию II. Тот сначала было поручил расписать их стены достаточно уважаемым живописцам - Перуджино и Луке Синьорелли, но, увидев творения Рафаэля, не успокоился, пока гений не взялся за эту работу. Зал «Пожар в Борго» (Stanza dell'lncendio di Borgo) увековечил сказание о чуде, когда Папа Лев IV погасил пожар при помощи лишь крестного знамения. В зале «Папский суд» (Stanza della Segnatura) находятся самые известные фрески Рафаэля: они изображают четыре сферы деятельности общества: теологию, философию, поэзию и юстицию. Современники узнавали в философах знатных современников Рафаэля.

У Платона в красной тоге и с поднятым пальцем голова Леонардо да Винчи. Евклид напоминает архитектора Донато Браманте. Человек с моделью небесной сферы — это и Зороастр, и ученый, гуманист (и — кардинал) Пьетро Бембо. Птолемей в черном берете — не кто иной, как сам Рафаэль с учеником Джованнантонио Содомой (рядом, в шапочке). Гераклит превратился в Микеланджело Буонарроти, Эпикур стал Федерико Гонзагой. В зале Гелиодора (Stanza di Eliodoro) можно наблюдать сюжеты: «Изгнание Гелиодора из храма», «Встреча Льва Первого с Аттилой» и др. Зал Константина расписан учениками Рафаэля по мотивам его набросков (художник умер, не успев закончить работу).

Апартаменты Борджиа (Appartamento Borgia) находятся прямо под станцами Рафаэля, на первом этаже. Здесь как раз и располагалась частная резиденция скандального Понтифика Александра Шестого (Родриго ди Борджиа). И здесь можно увидеть потрясающие росписи Пинтуриккио и его последователей. За капеллой Урбана VIII - главное, зачем сюда идут 80% всех туристов мира - Сикстинская капелла. Выйдя из капеллы, следуйте дальше мимо библиотеки Ватикана, музея Пио-Кристиано (здесь можно посмотреть артефакты древнеримских раскопок, но только в том случае, если вы готовы потратить на Ватикан целый день, а то и два), мимо музея светского искусства (как-то не смотрятся Модильяни, Кандинский,

Брак и даже Сальвадор Дали после Микеланджело и Рафаэля). Вот уж точно из серии: «почувствуйте разницу!» - к Пинакотеке. Здесь скрываются коллекции Папского двора, начиная с первой - Папы Пия VI, собранной еще в 1790 г. Сейчас в 15 залах музея находятся 460 работ, среди которых Леонардо, Рафаэль, Джотто, Тициан, Перуджино, Караваджо и другие. Так что здесь вам предстоит провести как минимум час. Залы идут в хронологическом порядке - начиная с искусства XI—XIII веков к мастерам XVII века. Особое внимание стоит обратить на зал № 3 - фра Беато Анжелико, Филиппе Липпи, Беноццо Гоццоли. Зал № 8. Двадцатилетний Рафаэль: «Коронование Мадонны».

А еще - «Преображение», «Поклонение волхвов», «Введение во храм», «Благовещение». Леонардо да Винчи представлен в зале № 9. Это вам наверняка не приходилось видеть: незаконченная картина «Св. Иероним», 1481 г., Леонардо было тогда 29 лет. В зале № 10 - Тициан, «Мадонна ди Сан Николо дей Фрари». И наконец, в зале № 12 - бесподобный Караваджо, «Снятие с креста». Если вы уже поняли, что 3-4-5 часов в Ватикане для вас недостаточно, можно продолжить осмотр ватиканских музеев: посетить бюро раскопок, досмотреть сокровища римлян, этрусков и египтян.

Записавшись заранее и купив билеты в музеи Ватикана в туристическом офисе на площади Св. Петра, можно посетить 600-летние Ватиканские сады, где среди фонтанов и деревьев уютно расположился домик Пия Четвертого (сейчас тут находится Ватиканская академия наук), Что и говорить, 19 музеев Ватикана, 7 км экскурсионных маршрутов, 1400 помещений (капелл, галерей, часовен и т. д.) заслуживают целого отдельного путешествия (правда, стоит помнить, что билет на территорию музеев действует только один день!).

Найдите свой билет в Рим

© 2017 go2rome.ru