Рим

Колизей

Колизей, заработавший как арена в 80 г. н.э., должен был показать Риму и миру, что новая династия Флавиев (Веспасиан начал, его сын Тит закончил) больше прежней заботится о досуге и удовольствиях своих граждан. Построили его всего за  11  лет, совместив несовместимое - аврал и качество и первыми в мире изобретя конвейер!   Гениальное решение, значительно облегчившее конструкцию: 240 огромных арок в три яруса, снаружи облицованных травертином, окружают бетонно-кирпичный эллипс длиной 188 метров, шириной 156, высотой 57 метров. Это - римский строительный переворот в мировом строительстве: изобретение бетона и кирпича из терракоты, кирпичей в здание Колизея потребовалось около 1 млн. штук. Четвертый сплошной ярус был достроен позже. Сегодня на его карнизе видны отверстия, куда вставлялись опоры для быстрой растяжки над ареной и амфитеатром громадного тента, защищавшего зрителей от дождя и палящего солнца.   На мостовой можно видеть столбики, функциональное назначение которых до сих пор вызывает споры. По одной версии, к этим столбикам дополнительно крепились канаты тента, по другой - 5 оставшихся тумб служили как турникеты, для сдерживания и упорядочивания толпы. Внутри располагались сводчатые галереи - места отдыха зрителей и бойкой торговли. На первый взгляд «дырявых» арок так много, как сот в улье, но при этом однообразия нет. Каждая оказывается немного под другим углом и к солнцу, и к зрителю, поэтому на арки по-разному падают тени. Обратите внимание - они однородны, но не ординарны! Каждый пролет первого яруса служит входом в амфитеатр.   Над ними и сегодня увидите римские цифры нумерации входов (всего их было 76). Все было продумано до мелочей - в случае авральной необходимости 55 000 зрителей могли покинуть Колизей в течение 5-10 минут. До сих пор нет зданий, превзошедших пропускную способность древнего амфитеатра! Еще больше облегчало сооружение и исключало обрушение под собственной тяжестью, делало его визуально более воздушным - разностильность опор. В первом ярусе, тяжелом, сделанном из камня, выстроились полуколонны дорические, во втором (бетонном) - ионические, на третьем - коринфские, с кудрявыми, украшенными листвой капителями. Считалось, что в проемах второго и третьего этажей стояли ряды статуй, высеченных из белого мрамора.   Но так как ни одной из этих статуй, найдено не было, возникло предположение, что таковые были только в проекте (аврал все-таки сказался?). Официальное название чуду инженерной и архитектурной мысли,  соединившей две половинки греческих «театров», было дано (кто бы сомневался!) - «амфитеатр Флавиев», так же как и мы сегодня - Колизей. Этимология слова - производное от латинского слова «colossus», означающее «великан». По одной версии, оно закрепилось в память о статуе Нерона в виде Бога Солнца, по другой - все же от впечатления от громадности и величия самого здания. К слову, Веспасиан недаром повелел построить амфитеатр на месте Золотого дома Нерона (точнее, там, где было искусственное озеро Домуса).   Прием, позже с успехом подхваченный коммунистами. Именно так - на фундаменте предварительно разваленного дворца зарвавшегося тирана - общественно полезное здание для самых великих товарищей мира! Количество людей и зверей, «прошедших» через Колизей, до сих пор впечатляет! В честь открытия амфитеатра были объявлены стодневные игры, в ходе которых римляне смогли увидеть бои тысяч гладиаторов с не меньшим количеством львов, тигров и других зверей, доставлявшихся со всех уголков империи. Убийство зверей, которые сражались со специально обученными для этого гладиаторами, имело, помимо развлекательного, и символическое значение. Бой с могучими животными подчеркивал величие и амбициозность империи.   Такой же размах повторился на тысячелетний юбилей Рима в 246 году, когда, по преданиям, здесь было умерщвлено 32 слона, 60 львов, 40 диких лошадей и десятки других животных - лоси, зебры, тигры, жирафы и гиппопотамы. Тогда же в смертельном бою состязались около 2000 гладиаторов. А император Траян отмечал в Колизее победу над даками в течение четырех месяцев, за это время в боях участвовали 10 тыс. гладиаторов! Проведение боев между гладиаторами было прекращено в 404 г., однако схватки гладиаторов с хищниками продолжались до конца VI в. После падения Римской империи «Великан» начал постепенно разрушаться. В X в. Колизей сделали огромным общежитием. Жилища были двухэтажные, выстроенные в одну линию.   Порой он использовался как феодальный замок - влиятельные римские семьи Фраджипане и Аннибальди фактически превратили амфитеатр в своеобразную семейную крепость. Некоторое время в нем были мастерские для изготовления селитры. Ущерб, нанесенный амфитеатру сильными землетрясениями, был бы минимальным, если бы не масштабное расхитительство (еще один своеобразный конвейер, только наоборот) - глыбы травертина со стен Колизея вывозились для использования при строительстве римских дворцов, таких, как Палаццо Канчеллерия, Палаццо Венециа, Палаццо Фарнезе и даже собора Св. Петра. В конце XIII века Колизей был окончательно превращен в каменоломню. Итого: 23 видные аристократические семьи отстроились из его камней, в ХIV-ХV вв. - 6 церквей, в 1495 г. из материала Колизея построили канцелярию Римского Папы, а в XVI в. из квадров Колизея строили мосты.   Даже в 1704 г. даровой материал Колизея использовали для постройки гавани. Рядом с амфитеатром не так давно можно было слышать байки и от экскурсоводов, о том, что якобы каждую неделю, ночью, грузовики привозят сюда груды небольших камней. И в течение всего нескольких дней (недельного завоза не хватает!) «древние» камни растаскиваются туристами на сувениры. Если сие правдиво, то римские власти, наконец, нашли альтернативу многовековому расковыриванию настоящего Колизея. В 1750 г. Папа Бенедикт XIV придал Колизею статус святого места, поскольку, как считала церковь, амфитеатр был местом гибели «за Христа» многих мучеников языческого Рима. Сохранилось предание, что один из зодчих Колизея, Гавденций, принял христианство и претерпел мучения на арене им же самим построенного амфитеатра.   Когда Римский Папа Григорий Великий встретил послов Юстиниана, прибывших к нему из Византии, как высшую святыню он дал им горсть земли из Колизея, завернув ее в богатые ткани. Но все же христиан, по последним данным, именно на этой арене никогда не терзали... Вход в амфитеатр был для всех бесплатным, но места для зрителей распределялись (это был жуткий древнеримский дефицит) в строгом соответствии с положением, которое они занимали в римском обществе (и каждый мог сразу оценить, чего он стоит). Для элиты римского общества предназначались четыре главных входа: в южной части — для императора, который вместе со своим семейством шествовал к трону под высоким балдахином по специальному туннелю.   В северной части амфитеатра - такой же специальный проход для сенаторов, консулов, весталок, судей, жрецов, почетных гостей. Чуть подальше сидели аристократы и прочие важные граждане. Следующие ряды занимал средний класс; затем мраморные скамьи сменялись крытыми галереями с деревянными сиденьями. Самые верхние ряды деревянных сидений, а также галерей, появившихся позже, где зрители стояли, предназначались для простой публики, женщин, рабов и иностранцев. Арена (от зрителей ее отделяла 4-метровая стена) имела деревянный, обычно засыпаемый песком пол (собственно, слово «арена» и обозначает по-латыни «песок»), который мог опускаться и подниматься. В первое время она иногда заполнялась водой (пригодилась оставшаяся система каналов и шлюзов от искусственного озера Нерона в Domus Aurea) за достаточно короткое время с помощью проведенного к зданию рукава акведука.   Сегодня полностью доказано, что римляне могли решать такую технически сложную задачу - они, как нынешние американцы, считали, что для них нет ничего невозможного. Тогда в Колизее устраивались навмахии - настоящие морские сражения с настоящими морскими кораблями. И хотя воды наливалось «по горлышко» — это были самые кровавые сражения, в которых мало кто выживал. Тот лабиринт-гипогеум для прохода гладиаторов и клеток для содержания хищников, который можно наблюдать сейчас, появился позже, когда навмахии посчитали слишком дорогим удовольствием.  Сегодня, когда арена амфитеатра как таковая отсутствует (лишь иногда на ее месте проложены специальные настилы для туристов, а порою сооружается «половинка» арены для различных концертных мероприятий), можно в деталях рассмотреть этот искусно спланированный «закулисный мир» Колизея. Можно также подняться на второй и третий ярус - полюбоваться окрестностями. В общем - побродите везде здесь с полчасика, представляя в красках, как оно все было...Ближайшая станция метро: ColosseoАдрес: Piazza del Colosseo.Тел. (06) 399 67 700.Автобус: 60, 75, 81, 85, 117, 175,271,571, 673,810, 850. Трамвай 3.Часы работы: 8.30 - за час до заката (касса закрывается еще на час раньше). Это значит, что с апреля по сентябрь вход: 9.00-18.00, с октября по март: 9.00-16.00. 0 Закрыто: 1 января, 25 декабря.Стоимость: взрослые 9,00 € (+ 2 € за выставочные мероприятия - как правило, всегда что-то есть). Заказ через Интернет http://www.pierreci.it (сервис доступен на итальянском и английском языках) и http://www.ticketclic.it (доступен на итальянском, английском и французском языках) - 10,50 €, 12, 50 € (с выставкой). Билет единый - с музеем Палатина, Римским Форумом - действует в течение суток с момента покупки.
 

Информация

История
Древний Рим
Культура
Практические советы
Праздники
Поведение
Транспорт
Кухня
Размещение
Покупки
Otvet-chist.ru - мойка окон в Москве, низкие цены.