Рим

Капитолий

Капитолий - безусловно сакральное место, со дня основания Рима плотно заселенное храмами, посвященными важнейшим богам: Юпитеру, его жене Юноне Монете, богине мудрости Минерве. Кстати, именно здесь, в храме Юноны, обитали божественные гуси, предупредившие спящих римлян о нападении галлов.   И именно при храме Юноны был устроен первый двор для чеканки денег, вот и стали их, металлические деньги, называть по имени богини — монетами (moneta по-латыни означает советница, наставница). Неудивительно, что во все времена на холме случались различные знамения. Самое известное, предхристианское, произошло перед язычником и императором. Божественный Август лицезрел разверзнутые небеса, сияние, сполохи и то ли ангела (ангел - у язычника?), то ли прекрасную весталку с младенцем на руках, которая оказалась Богородицей и произнесла: «Вот алтарь Первенца Господнего».   Тибуртинская Сивилла, прорицательница, заявила императору, что на свет, наконец, пришел тот, кто величием превзойдет всех людей. Не поверить Сивилле язычник Октавиан Август, конечно же, не мог и потому сразу построил здесь храм Алтаря неба (Ara Coeli), на святом месте которого потом была выстроена (и много раз перестраивалась) церковь Санта-Мария-ин-Арачели. Кстати, поднявшись на 122 ступени, необязательно спускаться опять вниз. Из бокового выхода церкви можно по незаметной лестнице пройти сразу на Капитолийскую площадь. У начала лестниц - микеланджеловской Кордонаты (Cordonata), ведущей на площадь, и той, в 122 ступени, ведущей в церковь Санта-Мария-ин-Арачели, рядом со стеной «Вставной челюсти», есть смысл присмотреться к довольно хорошо сохранившимся остаткам типичной римской инсулы («острова»).   И понять, что у них а возведении многоэтажек все сразу было, как и у нас сейчас, только вот престижными и дорогими считались не пентхаусы, а первые этажи. Посередине Кордонаты - памятник мужчине в плаще с капюшоном и с тростью или мечом в правой руке - упоминавшийся Кола ди Риенцо. Друг Петрарки, почитатель античности и Республики. Он едва не совершил антимонархическую революцию, провозгласив себя народным трибуном... Венчают подъем на Капитолий и как бы охраняют площадь скульптуры Кастора и Поллукса, обнаруженные при раскопках в театре Помпея. Итак, вы на Капитолийской площади (piazza del Campidoglio). Заметим, что практически всю площадь «сочинил» Микеланджело. Приглядимся к творению гения. …Рисунок на мостовой.   Нарисованное яйцо, вписанное в трапецию площади, многолучевая звезда в центре, переплетение белых линий внутри линии, обрамляющей «яйцо» больше всего напоминающее восточный Цветок жизни. Линии «порожек» около двух лестниц и почти такие же - около дворцов. Вместе сверху (и только сверху!) все это смотрится еще и как мудрая черепаха, приползшая из долина Наска... У Микеланджело явно были свои особые отношения с Богом, для которого, собственно, ВСЕ, видимо, и создавалось.  А остальное - человеческое восхищение, большие деньги от пап (которые платили, к слову, больше любого императора) - так, между делом. О смотрите, собака свободна, можно с ней сфотографироваться». Собакой туристка окрестила маленькую копию Капитолийской волчицы с близнецами (до 1960-х годов на Капитолии держали клетку с живой волчицей) ближе к выходу на Форум. Наш человек с фляжкой около конного Марка Аврелия.  Эдак доверительно, задрав голову: «Ты — хороший император (он и вправду совсем даже не плох был, хоть и язычник)! Аве тебе, Цезарь»! И, по римскому обычаю, после знатного глотка, по настоящему римскому ритуалу — несколько капель «огненной воды» на землю (точнее, на звезду под монументом). В настоящее время Капитолий является местопребыванием мэра города и римского муниципалитета.