путеводитель по
вечному городу
Путеводитель по Риму. Рим - вечный город.
Для любителей живописи или в поисках Караваджо

Для любителей живописи или в поисках Караваджо

Кто-то носится по всему Риму в поисках работ Микеланджело, но есть среди наших туристов и страстные поклонники Караваджо (я в их числе). Этот увлекательный маршрут для них... Итак, перед началом маршрута подкрепитесь в знаковом кафе Bar Sant'Eustachio (piazza Sant'Eustachio, 82) рядом с церковью Св. Евстахии с колокольней XIII в. и фасадом начала XVIII столетия.

В городе, где утреннее эспрессо имеет статус социальной значимости, это кафе может предложить, вероятно, один из его лучших стандартов. Это между площадью Навона и Пантеоном. Кстати, второй вариант утренних посиделок перед культурным марш-броском не хуже: в доме 54, неподалеку, находится кафе «Camillioni», известное своими кондитерскими изделиями и домашним мороженым. Доходите до via Dogana Vecchia, поворачиваете направо, потом - налево, на площадь Мадама (piazza Madama), где нарядно одетые карабинеры охраняют итальянский Сенат. Главный фасад роскошного дворца выходит на Corso dei Rinascimento. Он построен в 1503 г.

Папой Львом X, в миру Джованни Медичи (Giovanni de'Medici), племянником Лоренцо Великолепного. А в 1595 г. это была резиденция кардинала Франческо дель Монти (Francesco del Monte), иерарха Церкви, который по-настоящему любил искусство и помогал талантливым художникам и музыкантам. Караваджо жил в маленькой комнате на верхнем этаже. Здесь он закончил серию картин, на которых в основном изображались музыканты и певцы - с пристальным вниманием к деталям. На одной такой картине. В частности, изображен известный мадригал Francesco del Layolle, лежащий раскрытым на столе. Взгляните на эту деталь: все так точно прописано, что можно по картине играть, как по нотам. И в этот период Караваджо выиграл право на роспись часовни в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези.

По via Dogana Vecchia поворачиваем за дворцом Giustiniani налево и выходим на via di S. Giovanna D'Arco, далее перед вами - piazza San Luigi dei Frances! с церковью San Luigi dei Francesi (Сан-Луиджи-деи-Франчези), построенной специально для местной французской общины. Полотен Караваджо (1602 г.) в церкви целых три, все - в последней слева капелле (капелла Контарелли) перед алтарем: «Вдохновение святого Матфея» в центре и «Призвание св. Матфея» с «Мучениями св. Матфея» по бокам. Это монументальные, «классические» полотна зрелого Караваджо, обладающие исключительной силой. Сцены с реальными, зачастую немолодыми людьми. За церковью поверните после французского книжного магазина налево, на via delle Coppelle.

Говорят, что только настоящие поклонники творчества художника находят эту затерявшуюся в улочках церковь. Сант-Агостино (Sant'Agostino) построенная в 1420 г., позднее была расписана Караваджо. Он украсил алтарь «Мадонной ди Лорето» («Madonna di Loreto», другое название - «Madonna dei Pellegrini», 1603-1605 гг.), шокировавшей современников «простонародностью» типажей. Мадонна с лицом, имеющим сходство с известной римской проституткой (некоторые полагают - Магдалиной, возлюбленной Караваджо), изображена с босыми ногами. Бедные же пилигримы стоят на коленях перед младенцем Иисусом не только также с босыми, но еще и грязными пятками, упирающимися прямо в глаза зрителей. Караваджо покинул дом дель Монти в 1601 г. и поселился во дворце семьи Матеи (Mattei).

Далее двигаемся к piazza del Popolo. Для этого выходим на via delta Scrofa, далее она имеет название via Ripetta. Это прямая дорога к площади и к церкви Santa Maria del Popolo. Предварительно можно присесть и выпить капучино в Rosati, а потом идем смотреть самые драматичные и необыкновенно реалистичные холсты Караваджо в церковь - «Распятие святого Петра», на котором изображено, как переворачивают вниз головой великомученика (1600 г.), и в капеллу слева от главного алтаря - «Превращение по пути в Дамаск» (о превращении гонителя христиан Савла в апостола Павла, 1601 г.). Если погода хорошая, то далее мы направляемся к вилле Боргезе (Borghese). Можно спуститься по via del Babuino на via San Sebastianello, 7 (идти 15-20 минут), чтобы заглянуть в бар «GiNa» купить корзинку продуктов для пикника.

Это очень симпатичное, модное и относительно новое местечко открыто без перерыва на обед с 10 утра до полуночи. Здесь вас ждет широкий выбор салатов, сэндвичей и одно горячее блюдо в любой час дня. Но главное, здесь можно получить упоминавшиеся корзинки со снедью на двоих за 35 € (а также одеяло, посуду и бутылку воды). И помните, вы должны принести корзины и одеяло обратно! Теперь наш маршрут - на виллу Боргезе. Это бывшая летняя резиденция коллекционера и кардинала Сципиона Боргезе (Scipione Borghese) теперь галерея Боргезе. Здесь находится едва ли не половина всех хранящихся в Риме картин мастера. Ранние (ну, не слишком, конечно) - 1593 года полотна «Юноша с корзиной фруктов» и «Больной Вакх».

Одно из поздних полотен художника (1606 г.) - «Давид с головой Голиафа», где автор впервые изобразил себя под личиной поверженного великана, а не библейского героя. Как будто предчувствовал, что доживает последние годы своей бурной жизни... В галерее Боргезе - «Святой Иероним» (1605 г.), «Святой Иоанн Баптист» (1606 г.), «Мадонна с ребенком и Святая Анна» (1606 г.) и другая мадонна - с дьяволом в образе змеи, которого Богородица смело придавливает босой ногой («Мадонна и дьявол», 1606 г.). Ну, и одно из самых ранних полотен мастера, которому было тогда всего 19 лет, - «Спокойная жизнь с цветами и фруктами». К сожалению, если у вас нет американского паспорта, фреску, где изображены «Юпитер, Нептун и Плутон», сыновья Кроноса (1597— 1600 гг.), посмотреть не удастся, так как она находится на территории американского посольства на via Vittorio Veneto в Casino Ludovisi.

Из галереи выходим на улицу Музея Боргезе (Via del Museo Borghese), проходим ее до конца, поворачиваем налево, на via Vittorio Veneto, и, следуя ее прихотливым изгибам, сначала направо, потом налево, доходим до дома № 27, в котором расположена церковь Санта-Мария-делла-Концезионе (Santa Maria della Concezione). Здесь - работа Караваджо «Святой Франциск» (1606 г.). Далее - дворец Барберини (Palazzo Barberini), буквально в двух шагах от церкви, из которой мы только что вышли. Это, без преувеличения, самый посещаемый дворец Рима (Via delle Quattro Fontane, 13, рядом станция «Barberini»). Попасть в него можно как с улицы Четырех фонтанов, так и с улицы Барберини. Проходя вдоль монументальной кованой решетки, обратите внимание на изображение пчел - геральдический символ рода Барберини.

Над созданием грандиозного дворца Папы Урбана VIII из рода Барберини трудились виднейшие архитекторы XVII в. Франческо Борромини и Джанлоренцо Бернини, постоянно конкурировавшие между с собой. Винтовая рампа правого крыла с двойными колоннами спроектирована Борромини, а классический вариант парадной лестницы слева - творение Бернини. Помимо огромного, до сих пор плодоносящего сада, при дворце прежде были театр, библиотека и мастерская по производству гобеленов. Ныне во дворце Барберини размещается Национальная галерея античного искусства (Galleria Nazionale d'Arte Antica). В собрании галереи - такие интересные произведения Караваджо, как «Нарцисс» (1599 г.) и буквально бьющая по чувствам зрителя «Юдифь, убивающая Олоферна» (1598 г.). Из дворца Барберини можно отправиться в менее известную, но - отнюдь не менее притягательную галерею Дориа Памфили (Galleria Dona Pamphili).

Для этого проходим насквозь всю via del Tritone до пересечения ее с via del Corso, на Корсо поворачиваем налево и идем почти до ее конца, до Palazzo Doria Pamphili. В этой галерее можно будет посмотреть картины мастера «Баптист святой Иоанн» (1602 г.) и «Магдалина» (1597 г.), а также одну из лучших его картин в интимно-психологической интерпретации «Отдых на пути в Египет» (1595г.). Отсюда уже рукой подать по улице Театра Марчелло (via del Teftro di Marcello) до Капитолийских музеев (Musei Capitolini), где есть две картины Караваджо: «Предсказатель судьбы» (или «Гадалка», 1594 г.) и другой вариант полотна «Баптист святой Иоанн» (1602 г.). В конце маршрута с чувством выполненного долга — посиделки в знаменитом Cafe Caffarelli на крыше музея - с бесподобным видом на окрестности.

Да! Разве я не сказал еще о картине, хранящейся в музеях Ватикана? Ну, конечно, это - несколько в стороне от нашего маршрута, надо ехать. Здесь обязательно нужно увидеть «Положение во гроб» (1604 г). Это произведение, можно сказать, вызвало сенсацию, его высоко оценили не только почитатели художника, коих было при его жизни не так уж и много, но даже враги, числом почитателей значительно превосходящие.

Не случайно такие великие художники, как Питер Пауль Рубенс, Жан Оноре Фрагонар, Теодор Жерико, Поль Сезанн, не стеснялись делать свободные копии этой картины. Как пишет Д. Бонсанти: «В композиции господствует строго рассчитанное равновесие; физическая тяжесть тела Христа воспринимается как тяжесть душевного страдания, как горе всего человечества».

Найдите свой билет в Рим

© 2012-2018 go2rome.ru
Яндекс.Метрика